Книга: Сначала мобильные
«Сначала мобильные» — это сборник наблюдений, статистики и рекомендаций описывающий в общих чертах отличие дизайна мобильных приложений и сайтов.

Люк Вроблевски уделил много внимания описывая технологии и возможности времени когда писалась книга и провел сравнения между популярными сайтами раскрывая положительные изменения в различных решениях мобильных версий.
Общая идеология книги состоит в том, чтобы разработать сначала мобильную версию, а лишь затем делать десктоп. Объясняется это тем, что концентрация на самых необходимых элементах — более полезна — позволяет не ломать голову о том что убрать из имеющегося контента и элементов при разработке не наоборот.
В книге преобладают практические примеры, которые можно и нужно перенимать даже сейчас, но как бы смешно это не звучало, читается она нудно и с усилием.
Ниже собрана выжимка по разделам в виде скорректированных цитат, так чтобы они остались информативными и были значительно короче чем оригинал.
Рост
- Мобильными версиями могут пользоваться лишь 7% общей аудитории, но это составит 35% всех поисковых запросов.
- Для доступа к «железу», работе в фоновом режиме, продаж на апп-сторах без нативного формата вам, скорее всего, не обойтись.
- Для каждой платформы необходимы отдельные технологии. Мало кто способен одновременно вести разработку с использованием всех технологий. Но это не важно, потому что поддержка каждой платформы приведет к непомерным расходам.
Ограничения
- 84% опрошенных пользуются мобильными устройствами дома, и выходит, что типичный пользователь мобильного приложения — это не торопящийся бизнесмен, а человек, который находится у себя дома.
- Ограниченное пространство дисциплинирует разработчиков. Для сложных интерфейсов или контента сомнительной ценности нет места. Приходится оставлять самое важное. Для этого нужно хорошо знать и своих клиентов, и суть бизнеса.
- Главная ценность любого веб-сервиса остается неизменной и не зависит от форматов и устройств. Клиенты ожидают от мобильной версии практически того же, что и от версии для большого экрана.
- Образ вашего пользователя — «один глаз и один палец», поэтому дизайн для мобильных устройств должен быть максимально простым и эффективным.
1. Мобильные устройства всегда находятся рядом, необходимо учитывать такие факторы, как место и время. По сути, вы создаете дизайн, пригодный всегда и везде.
- Чаще всего обращаются именно к тем устройствам, которые лучше подходят для решения конкретных задач.
Потенциальные возможности
- Instapaper на iPhone позволяет использовать акселерометр, чтобы пролистывать текст.
- Sketch a Search от Yahoo! позволяет найти ближайшее заведение на карте внутри нарисованной линии или круга на карте.
Сценарии взаимодействия
Использование мобильных устройств обычно предполагает один из следующих видов взаимодействия:
- Поиск (срочно, местный масштаб): нужен ответ прямо сейчас (часто связанный с моим местоположением);
- Изучение/развлечение (скука): у меня есть немного свободного времени, я хочу отвлечься;
- Проверка/статус (повторяющееся занятие / микрозадачи): то, что для меня важно, постоянно изменяется или обновляется, и я хочу быть в курсе;
- Редактирование/создание (срочные изменения / микрозадачи): мне необходимо безотлагательно что-то сделать.
Организация
- При разработке дизайна мобильного сайта пусть кнопка «Назад» останется уделом нативных приложений. Если вы хотите помочь пользователю вернуться на предыдущий уровень, дайте этому навигационному элементу другое название.
- Мобильные сайты должны работать на любых устройствах, независимо от того, есть у тех физические кнопки под экраном или нет. Если для нативных приложений навигационное меню внизу экрана является неплохим решением, то для мобильных сайтов эта идея окажется не удачной с точки зрения юзабилити. Фиксированное меню лучше располагать сверху.
- Общее правило при разработке мобильных приложений гласит: контент всегда должен иметь приоритет над навигацией.
- Рассчитывайте на то что пользователя всегда что-то будет отвлекать. Поэтому мобильный дизайн должен быть ясным, не содержать лишних деталей и давать пользователям возможность быстро достигать нужных целей — желательно, обходясь минимумом навигационных опций.
Действия
- Для этого, прежде чем приступать к проектированию тач-интерфейса, необходимо:
- Определить размер и расположение тач-зон;
- Изучить тач-жесты и понять, с какой целью они используются;
- Продумать как заменить операции, выполняемые ранее наведением курсора;
- Не забыть о средствах «непрямой манипуляции».
- Пальцы разных размеров. Они регулярно соскальзывают, не попадая в нужный участок экрана. Чем важнее выполняемая задача, тем крупнее должна быть зона касания.
- Результаты исследований показывают, что почти в половине случаев нажатие на рекламные баннеры в мобильном браузере происходит случайно.
- Основной набор жестов одинаков для всех платформ:
- Нажатие (tap);
- Двойное нажатие (double tap);
- Перемещение (drag);
- Пролистывание (swipe);
- Уменьшение масштаба (pinch);
- Увеличение масштаба (spread);
- Продолжительное нажатие (press and tap);
- Продолжительное нажатие с перемещением (press and drag);
- Несколько разновидностей поворотов
- Старайтесь сделать так, чтобы предусмотренные в интерфейсе жесты были как можно более естественными: пользователям будет легче к ним привыкнуть.
- Добавив в таблицу стилей описание состояний: hover и focus для всех ссылок, кнопок и меню вашего мобильного сайта, вы облегчите его использование на устройствах, оборудованных средствами непрямой манипуляции.
О вводе
- Используйте оптимизированные для мобильных устройств теги label — это поможет предельно ясно формулировать вопросы;
- Для упрощения ввода данных, применяйте различные типы ввода, атрибуты и маски;
- Выбирайте правильный дизайн для последовательных, нелинейных и контекстных форм;
- Минимизируйте любым способом количество полей для ввода данных.
- Если рассматривать элемент label внутри поля ввода формы:
- Никогда не должен становиться частью ответа. Например слово «найти» неожиданно становилось частью вашего поискового запроса.
- Не должен быть похожим на текст, который вводится в поле. Иначе может показаться что программа уже ввела ответ за него.
- Как только пользователь начинает вводить текст в поле, label обычно исчезает и больше не появляется. Таким образом, заполнив форму, он не может проверить, на какой именно вопрос отвечал.
- Общее правило работы с масками ввода гласит: изначально видимые маски ввода проще и удобнее, чем скрытые или появляющиеся постепенно. Огласите весь список, пожалуйста!
- Выравнивание элемента label по верхнему краю позволяет не только оптимизировать пространство экрана (даже когда они достаточно длинные), но и сохранить их видимыми при открытии виртуальной клавиатуры, занимающей половину имеющегося пространства.
- В рамках стандарта HTML5 новые типы полей облегчают ввод данных определенного формата.
- При заполнении поля url открывается виртуальная буквенно-цифровая клавиатура с кнопками «.», «/» и «.com».
- При указании типа поля e-mail возникает виртуальная клавиатура с символами «.» и «@».
- При указании типа поля number появляется цифровая клавиатура.
- Спецификацию HTML5 можно использовать без опасений — браузеры, не поддерживающие новые типы полей, обнаружив неизвестный им тип поля, интерпретируют его как стандартный текст.
- Добавление к полям маскок, задающие параметры ввода и ограничивающие объем вводимых данных позволяет упростить заполнение полей.
Верстка
- Основное правило разработки мобильных интерфейсов — чем проще, тем лучше